Права потребителяПрава потребителя в той или иной степени реализуются гражданином в обыденной жизни в тех случаях, когда совершается покупка, обращение к мастеру за услугой по ремонту, поездка на транспорте, использование коммунальных услуг и т.д. Основной нормативной основой для подобной категории правоотношений является закон «О защите прав потребителей», конкретизирующий и регламентирующий соответствующие положения Гражданского Кодекса Российской Федерации. Защита прав потребителя возможна, если их знают и умеют ими пользоваться.

Права потребителей: нормативная база, сфера применения, классификация прав

Юридическая основа заложена в законе «О защите прав потребителей» и Гражданском Кодексе Российской Федерации. Кроме этого, права потребителей уточняются и конкретизируются применительно различным видам деятельности и характеру отношений между сторонами потребитель и продавец/исполнитель:

  • Правила продажи отдельных групп товаров;
  • Правила оказания отдельных видов услуг;
  • Закон «Об основах туристической деятельности»;
  • Закон «О медицинском страховании граждан РФ»;
  • Воздушный кодекс РФ и др.

Сферой правоприменения постулатов закона и иных нормативных актов в этой области гражданских отношений между субъектами являются ситуации, в которых:

  • одна из сторон выступает потребителем товара или услуги;
  • другая сторона является изготовителем или продавцом товара либо исполнителем услуги.

При этом понятие изготовителя/продавца трактуется достаточно широко и включает так же уполномоченные организации и импортёров. К категории потребительских прав относятся право на качество, безопасность, информацию и возмещение ущерба. Знание прав и механизмов их защиты поможет правильно вести себя в ситуации их нарушения и добиваться законного восстановления и исполнения.

Защита прав потребителей: основные механизмы

Покупка продуктов питания, одежды, обуви, автомобиля, телевизора, компьютера, мобильного телефона, квартиры и предметов мебели – в каждой из этих ситуаций реализуются права потребителей:

  • на качество – испорченные продукты или неработающую технику можно вернуть в магазин;
  • на безопасность – причинение ущерба товаром при соблюдении эксплуатационных требований возмещает продавец/производитель;
  • на информацию – указание состава или предоставление инструкции на русском языке;
  • на возмещение убытков – гарантийный ремонт и техническое постпродажное обслуживание.

Алгоритм действий по защите прав начинается с возвращения товара в магазин с одновременным предъявлением требований по его замене или возврату уплаченных средств. В идеальном варианте развития событий продавец соглашается с претензией и заменяет товар или выплачивает требуемую сумму. На практике же так происходит очень редко. Поэтому дальнейшие тактические шаги потребуют определённых знаний в сфере потребительских отношений и консультативной помощи практикующего юриста:

  • проведение независимой экспертизы;
  • процедура досудебного урегулирования;
  • обращение с исковым заявлением в суд.