• “Вода не силой точит камень, а многократными ударами”
  • “Справедливость требует, чтобы никто не обогащался незаконно и в ущерб другому лицу”
  • “Сознавшийся считается осуждённым”
  • “Согласие создаёт брак”
  • “По возможному ещё не следует заключать о действительном”
  • “Никого не наказывают за мысли, наказывают за действия”

Права потребителей

Права потребителяПрава потребителя в той или иной степени реализуются гражданином в обыденной жизни в тех случаях, когда совершается покупка, обращение к мастеру за услугой по ремонту, поездка на транспорте, использование коммунальных услуг и т.д. Основной нормативной основой для подобной категории правоотношений является закон «О защите прав потребителей», конкретизирующий и регламентирующий соответствующие положения Гражданского Кодекса Российской Федерации. Защита прав потребителя возможна, если их знают и умеют ими пользоваться.

Права потребителей: нормативная база, сфера применения, классификация прав

Юридическая основа заложена в законе «О защите прав потребителей» и Гражданском Кодексе Российской Федерации. Кроме этого, права потребителей уточняются и конкретизируются применительно различным видам деятельности и характеру отношений между сторонами потребитель и продавец/исполнитель:
· Правила продажи отдельных групп товаров;
· Правила оказания отдельных видов услуг;
· закон «Об основах туристической деятельности»;
· закон «О медицинском страховании граждан РФ»;
· Воздушный кодекс РФ и др.
Сферой правоприменения постулатов закона и иных нормативных актов в этой области гражданских отношений между субъектами являются ситуации, в которых:
· одна из сторон выступает потребителем товара или услуги;
· другая сторона является изготовителем или продавцом товара либо исполнителем услуги.
При этом понятие изготовителя/продавца трактуется достаточно широко и включает так же уполномоченные организации и импортёров. К категории потребительских прав относятся право на качество, безопасность, информацию и возмещение ущерба. Знание прав и механизмов их защиты поможет правильно вести себя в ситуации их нарушения и добиваться законного восстановления и исполнения.

Защита прав потребителей: основные механизмы

Покупка продуктов питания, одежды, обуви, автомобиля, телевизора, компьютера, мобильного телефона, квартиры и предметов мебели – в каждой из этих ситуаций реализуются права потребителей:
· на качество – испорченные продукты или неработающую технику можно вернуть в магазин;
· на безопасность – причинение ущерба товаром при соблюдении эксплуатационных требований возмещает продавец/производитель;
· на информацию – указание состава или предоставление инструкции на русском языке;
· на возмещение убытков – гарантийный ремонт и техническое постпродажное обслуживание.
Алгоритм действий по защите прав начинается с возвращения товара в магазин с одновременным предъявлением требований по его замене или возврату уплаченных средств. В идеальном варианте развития событий продавец соглашается с претензией и заменяет товар или выплачивает требуемую сумму. На практике же так происходит очень редко. Поэтому дальнейшие тактические шаги потребуют определённых знаний в сфере потребительских отношений и консультативной помощи практикующего юриста:
· проведение независимой экспертизы;
· процедура досудебного урегулирования;
· обращение с исковым заявлением в суд.

© 2008 г. Еремин Игорь Александрович «YurGid». Все права защищены.