Трудовой спор в юридическом понимании - разногласие между работником и работодателем о порядке и способе выполнения условий труда или его оплаты. 

Нестабильность окружает нас во всем. Изо дня в день мы сталкиваемся с теми или иными отражениями политической нестабильности, финансовой и… макроэкономической нестабильности, выраженной в безработице.

Никто не может с уверенностью утверждать, сколько времени он проработает, занимая ту или иную должность, сможет ли он доработать до непосредственного выхода на пенсию. Да что там выход на пенсию! Тут бы год на рабочем месте продержаться.

Нередко мы слышим о массовых увольнениях, вызванных банкротством предприятия или как минимум необходимостью в сокращении штата. Зачастую такого рода увольнения происходят с грубым нарушением закона. Поэтому неудивительно, что такое, можно сказать, вошедшее «в традицию» явление как трудовые споры между наемником и работодателем – неотъемлемая составляющая нашей жизни.

О том, что собой представляют трудовые споры, какие стадии развития они проходят, какие они бывают, и кто занимается их разрешением, мы поговорим в данной статье.

Что такое трудовой спор с точки зрения права

Трудовые спорыПри официальном трудоустройстве работника на определенную должность (а именно такой вариант мы и будем рассматривать) между ним и работодателем заключается трудовой договор, в котором четко и ясно прописаны все права и обязанности каждой из сторон. Так, неотъемлемы составляющими любого трудового договора являются следующие:

  • Полное, достоверное указание места работы
  • Четкое описание функции, которую наемник будет выполнять на данном предприятии
  • Указание даты непосредственного приступления к исполнению обязанностей
  • Описание условий оплаты труда
  • Четко прописанный режим работы и отдыха (в том числе упоминание положенного всем по истечении определенного времени работы отпуска)
  • Указание размера компенсации за особые условия работы
  • Каковы условия осуществления рабочей деятельности
  • Наличие обязательного социального страхования (пакет социальных льгот, наличие, как правило, оплачиваемого больничного)
  • Иные условия

В случае нарушения трудового договора работником, работодатель вправе осуществить увольнение по статье - расторгнуть трудовой договор без согласия работника. Однако, несмотря на то, что каждая из сторон дает добровольное согласие на исполнение трудового договора, нередки случаи возникновения грубого нарушения в его исполнении одной из них. Это и приводит к возникновению трудового спора.

Итак, трудовой спор — это возникновение конфликтной ситуации между работником и работодателем, требующей произведения оценки сторонними лицами (надлежащей инстанцией, в ведении которой находится разрешение подобного рода споров).

Причина возникновения трудового спора кроется в наличии трудового правонарушения или заблуждения о том, что таковое имеет место быть.

Стадии развития трудового спора

Трудовой спор – это самый настоящий конфликт, а потому он проходит определенные стадии развития и последующего его урегулирования. Итак, этапы течения трудового спора таковы:

  1. Возникновение конфликтной ситуации (наличие явного или кажущегося правонарушения)
  2. Несоответствие оценки сложившейся ситуации разными сторонами
  3. Произведение попытки мирного урегулирования спора путем ведения переговоров
  4. Просьба о разрешении конфликтной ситуации надлежащими органами, если мирное урегулирование невозможно
  5. Непосредственное разрешение спора
  6. Наличие возможности обжалования вынесенного решения
  7. Непосредственное исполнение решения

Разновидности трудовых споров

Трудовые спорыСуществует несколько разного рода классификаций трудовых споров, берущих за основу тот или иной фактор. Так, касательно того, кто выступает в роли оспаривающей стороны, выделяют:

  • Трудовые споры индивидуального плана (работодатель выступает против конкретного работника)
  • Трудовые споры, носящие коллективный характер (против работодателя выступает целый коллектив)

В зависимости от сути возникшего правонарушения трудовые споры бывают:

  • Вызванные нарушением самих трудовых отношений (несвоевременная выплата зарплаты, ее задержка или отказ от произведения, незаконное сокращение, возникновение задержки в выдаче трудовой книжки, другое)
  • Вызванные нарушением отношений, касающихся трудовых прав (требование задержаться на работе без предоставления дополнительных выплат, завышенные требования к производительности труда, прочее)
  • Вызванные несоответствием установленных правил по трудоустройству (необоснованный отказ работодателя о приеме того или иного сотрудника)
  • Вызванные наличием отступлений в социально-партнерских отношениях (несоблюдение работодателем принятого коллективного договора)
  • Вызванные несоблюдением отношений по возможности работниками (их представителями) принимать участие в управлении данной организацией (принятие работодателем каких-либо изменений без согласования с рабочими или их непосредственными представителями)
  • Вызванные несоответствием отношений по профориентации сотрудников предприятия (требование работодателя произвести оплату обучения сотрудника)
  • Вызванные несоблюдением норм материальной ответственности одной из сторон (работодатель производит взыскание с работника, которое превышает его средний заработок)
  • Вызванные несоблюдением отношений по осуществлению надлежащего надзора и своевременного контроля (произведение незаконных взысканий работодателем, обжалование акта о произведении расследования несчастного случая)
  • Вызванные несоблюдением отношений по правильности хода урегулирования возникших трудовых споров (признание незаконности забастовки работодателем, обжалование работником в суде решения вынесенного трудовой комиссией)
  • Вызванные несоблюдением норм обязательного социального страхования (отказ со стороны работодателя в произведении выплат по больничному)

Беря за основу предмет трудового спора, он подразделяется на:

  • Разногласия, связанные с признанием нарушаемого права (к примеру, восстановление на работе по истечении срока по уходу за ребенком)
  • Разногласия, связанные с присуждением осуществления надлежащих выплат и возмещения вреда (в частности, выплата компенсации при увольнении)

Выше представленные классификации являются наиболее известными. Однако они не носят исчерпывающий характер деления трудового спора на те или иные виды.

Кто занимается урегулированием трудового спора

В зависимости от причин возникновения конфликтной ситуации, разрешением трудового спора занимаются:

  • Вышестоящая организация (в случае если предприятие, на котором возник данный трудовой спор, находится в подчинении у вышестоящего)
  • Комиссия по трудовым спорам (также известная по аббревиатуре КТС) занимается данным вопрос только тогда, когда дело касается непосредственно трудовых отношений и конфликт возникает непосредственно между конкретным работодателем и конкретным работником
  • Судебная инстанция рассматривает все случаи неразрешенных индивидуальных споров
  • Примирительная комиссия (трудовой арбитраж) занимается разрешением споров коллективного характера

Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый работник вправе осуществлять защиту своих прав всеми установленными способами (в том числе проводить забастовку, восстановить на работе). Если вопрос решается в судебном порядке в качестве защиты той или иной стороны выступает адвокат по трудовым спорам, который вам гарантированно поможет.

дата публикации 08.08.2014 года